E-Mail: info@rosa1.ru НовостиКонтакты Rus       Eng
Логотип - РОСА-1
" ...   ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

В целях охраны окружающей среды от загрязнения все отработанные нефтепродукты подлежат обязательному сбору.

Не допускается сливать отработанные нефтепродукты на почву, в водоемы и канализационные системы   ... "

ГОСТ 21046-86. НЕФТЕПРОДУКТЫ ОТРАБОТАННЫЕ

Ситуация в Москве

  Главная > Инфо > Об экологии > в России > Московский регион

Обращение отработки в Московском регионе: структура, цифры.

Московский регион занимает лидирующие позиции в вопросах законодательного обеспечения системы сбора и утилизации отработанных масел. Заметны успехи в практической реализации мер по снижению негативного воздействия нефтеотходов на окружающую природную среду. Вместе с тем, проблемы, стоящие перед регионом, вполне соответствуют проблемам других регионов России.

Объемы образования отработанных масел от автотранспорта и самоходной техники, по оценке Правительства Москвы - 50 000 - 60 000 тонн в год. Соотношение потребления масел для автотранспорта с прочими видами потребления (промышленность, другие виды транспорта и т.д.) находится на уровне 55/45. следовательно, для Москвы справедлива оценка образования отработанных масел - 90 000 - 100 000 тонн в год. Для всего Московского региона можно предположить, что образование отработанных масел находится на уровне 150 000 тонн в год.

По официальным данным Правительства Москвы, легальный сбор отработанных масел в Москве в 2002 году вышел на уровень 8 540 тонн, а оценка этого показателя для всего региона - не более 10 000 - 12 000 тонн. Таким образом, эффективность системы сбора отработанных масел Московского региона - не более 10%.

Из 8 500 тонн в год около 7 000 тонн в год собирается в автомобильной инфраструктуре. Это достигнуто, во многом, благодаря энергичным действиям Правительства Москвы по реализации городской программы "Авторециклинг". Основным объектами, обеспечивающими функционирование существующей системы сбора отработанных масел, являются объекты эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств (автобазы, автохозяйства, парки и автосервисы). Однако, подробный анализ показывает, что даже здесь собирается не более 50-60% отработанных масел. Эти данные были получены по результатам опроса 193 предприятий на предмет наличия договоров с лицензированной организацией на вывод отработанных масел и отражают максимально возможное количество предприятий, вовлеченных в легальный оборот отработанных масел.

Помимо лицензированных операторов, на рынке отработанных масел достаточно активно действуют организации, не имеющие лицензии на данный вид деятельности.

В первую очередь, речь идет о комбинатах железобетонных изделий. По данным опроса, более 7% предприятий сдают отработанное масло только на ЖБК, при этом, еще столько же предприятий имеют договора с лицензированными организациями и сдают ЖБК часть образующихся у них отработанных масел. Справедливости ради следует отметить, что ЖБК сыграли весьма важную роль на этапе развала Советской системы обращения с отработанными маслами, приняв на себя ставшие ненужными государству потоки отработанных масел, тем самым предотвратив серьезные экологические проблемы для города. Но, тем не менее, об экологичности применения отработанных масел для жилищного строительства говорить не приходится. Не случайно с 2000 по 2001 год разрешения для ЖБК на прием отработанных масел не выдаются. Фактически, функционирование ЖБК в части использования отработанных масел осуществляется вне правового поля.

Результаты опроса предприятий технического обслуживания и ремонта транспорта по вопросу утилизации отработанных масел:

Выброс в контейнеры с бытовыми отходами14%
Прочее (прямой слив в окружающую среду и др.)8%
Использование для отопления12%
Вывод не лицензированной организацией7%
Передача арендодателю по договору аренды22%
Вывоз лицензированной организацией37%

Второй, не менее значительный канал потребления отработанных масел - прямое использование для отопления (12% согласно данным опроса). Тысячи тонн отработанных масел сжигается прямо в городе, в котором с середине воьсмидесятых годов приняты жесткие меры по прекращению массового использования мазута и угля. Распространение печей для сжигания отработанных масел в г. Москве не вызывает ничего кроме удивления, поскольку в большинстве развитых стран этот вопрос решен однозначно - запрещено. У нас для установки подобных печей не требуется не только лицензии на обращение с отходами, но и не нормируются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от подобных печей.

Помимо несанкционированного потребления, отработанные масла более чем от 20% предприятий непосредственно попадают в окружающую природную среду (либо сливаются на предприятии, либо выбрасываются в контейнеры с бытовыми отхоами и попадают на полигоны, либо передаются автовладельцам и так же попадают в контейнеры с бытовыми отходами).

Следует отметить, что рассмотренная инфраструктура автобаз, автохозяйств, парков и автосервисов обслуживает лишь 15% транспортного парка - коммерческий транспорт (грузовики, автобусы и дорожно-строительную технику), и определенную долю легкового транспорта. Легковой транспорт, большей частью находящийся в распоряжении частных автовладельцев, составляет 85% транспортного парка столицы. Единственный на сегодняшний день канал экологически корректной утилизации отработанных масел от этого сегмента - предприятия технического сервиса.

Принимая во внимание, что более 60% продаж смазочных материалов приходится на канал розничных продаж, можно предположить, что никак не более половины автовладельцев осуществляют замену масла на предприятиях технического сервиса, остальные - самостоятельно. На сегодняшний день основная проблема в организации сбора отработанных масел состоит в организации эффективной системы приема отработанных масел от физических лиц. Именно в этом сегменте происходит оборот значительных объемов отработанных масел, именно этот сегмент лишен возможности сдачи отработанных масел для их последующей переработки, именно этот сегмент не входит в поле зрения многочисленных контролирующих органов. Вместе с тем, как показывает опрос журнала "За рулем" (N10, 2003, 25.08):

Как вы избавляетесь от использованных шин, аккумуляторов, масел?
храню в гараже (на балконе, на даче)19.47%
выкидываю на "обычную" помойку54.62%
пытаюсь пристроить нуждающимся16.76%
сдаю во вторсырье9.15%

многие наши сограждане ждут от властей решения этой проблемы, храня в своих гаражах, на балконах канистры с отработанными маслами, надеясь, что появится возможность их легальной, экологически корректной утилизации.

(По материалам докладов
на Международной научно-практической конференции
"Новые технологии в переработке и утилизации
отработанных масел и смазочных материалов",
26-28 ноября 2003 года).

Как сдать отработанное масло?

 
Главная
Сбор, вывоз
Утилизация
Покупка
Переработка
Продажа
О компании
Доп.услуги
Инфо
Классический способ переработки масел
Современный подход к переработке масел
" Вторая жизнь" отработанных масел
Об экологии - серьезно
Публикации
Закон на службе экологии
Краткий справочник товарной продукции
Экологические ресурсы Интернет
Карта сайта
Поиск
Контакты
 
© 2004 - 2014   ООО «РОСА–1»
Создание сайта - "Lifemode Interactive"
Центральный офис:     • Адрес: г.Москва, 1-й Щипковский переулок, д.30, офис 1/2
• Телефоны: +7 (495) 959-74-45, 959-74-31, 959-74-38, 8 (800) 200-01-37(звонок по России бесплатный);   • Факс: +7 (495) 959-74-41