E-Mail: info@rosa1.ru НовостиКонтакты Rus       Eng
Логотип - РОСА-1
" ...   ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

В целях охраны окружающей среды от загрязнения все отработанные нефтепродукты подлежат обязательному сбору.

Не допускается сливать отработанные нефтепродукты на почву, в водоемы и канализационные системы   ... "

ГОСТ 21046-86. НЕФТЕПРОДУКТЫ ОТРАБОТАННЫЕ

Закон на службе экологии

  Главная > Инфо > Правовые аспекты

Правовые аспекты регулирования в области отработанных масел и их утилизации

Правовые аспекты отработанных масел

В России до 77% всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоемы; из всех собранных отработанных масел только 14-15% идет на переработку, а остальные используются как топливо или сжигаются.

В Европе сбрасывается порядка 25% отработанных масел; до 75% - собирают, из них 25% перерабатывают вновь в смазочные материалы, 49% используется в качестве топлива и 1% уничтожается.

Производство имеет тенденцию к неизменному росту, также увеличивается потребление масел, а соответственно, растут сбросы и выбросы. Кроме внутреннего производства масел, имеет место и их импорт.

Таким образом, в целях предотвращения дальнейшего загрязнения окружающей среды необходимо создание нормативно-законодательной базы по отработанным нефтепродуктам, предусматривающей порядок управления отработанными смазочными материалами как ценным сырьем для повторного использования. По аналогии с законодательством США и стран - членов ЕЭС в нее должны войти мероприятия по сбору и утилизации отработанных смазочных материалов с обязательным учетом требований, предъявляемых к их качеству.

Согласно Приказу МПР N 786 от 02.12.2002 г. "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" отработанные масла входят в каталог отходов. Однако специальных законодательных актов по отработанным маслам в РФ не принято, к ним применяются те же нормативные документы, что и к отходам в общем.

В нормативно-правовой базе нашли отражение только административные меры регулирования - штрафные санкции: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-Ф3. Статья 8.2. "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда".

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-Ф3 "Об охране окружающей среды" Глава V Статья 24: "Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством".

При этом законодательство по данному вопросу до сих пор отсутствует.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-Ф3 "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000 года и от 10 января 2003 года) является основным правовым документом, регулирующим обращение с отходами. В статье данного закона излагаются основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. По вопросам нормирования в области обращения с отходами данный закон отсылает к Правилам разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16 июня 2000 года и Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом МПР РФ от 11 марта 2002 года N115. Этими правилами устанавливается норматив образования отходов, который определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

В Москве было издано Распоряжение Мэра Москвы "О создании сети стационарных технических постов по замене и сбору отработанных автомобильных масел" от 18.03.1998 г. N 241-РМ (Д). В настоящее время существуют немногим более 100 таких постов, и около 50 находится в стадии завершения.

Экономическое регулирование в области обращения с отходами предусматривает разработку федеральных целевых программ и региональных целевых программ в области обращения с отходами.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001г. N860, на Подпрограмму "Отходы" выделяется 44.0034 млрд. рублей.

Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

  Понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

  Применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Проанализировав российскую нормативно-правовую базу по данному вопрос, можно сделать вывод, что она далеко не упорядочена и имеет большое количество отсылочных норм, а некоторые моменты до сих пор не урегулированы.

Управление отработанными маслами в ЕЭС подчинено отдельной Директиве по утилизации отработанных масел 75/439/ЕЕС от 16.06.1975 (утилизация включает в себя сбор, транспортировку, переработку (в том числе регенерацию) и захоронение отработанных масел), в том числе и контроль за осуществлением этих процессов, а также за местами захоронения отходов. В Директиве прописаны способы утилизации отходов.

В Директиве ЕЭС отработанные масла впервые рассматриваются не как отходы, подлежащие уничтожению, а как отработанные продукты, подлежащие вторичному использованию. Деятельность сборщиков, перевозчиков и переработчиков подлежит обязательному лицензированию. Безусловно, все технологические процессы должны быть экологически чистыми.

Вся деятельность служб по утилизации отработанных масел субсидируется государством. Со временем у предприятий появляются свои накопления, установки по переработке отработанных масел окупаются.

В Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях говорится об обработке, сборе, транспортировке и хранении отходов экологически безопасным образом.

В итоге, можно отметить, что при логически построенной и понятной правовой базе, при правильном выборе экономических рычагов можно уменьшить не только затратную часть предприятия, но и добиться прибыльности этого процесса, не говоря уже об улучшении экологической ситуации.

Использованы официальные документы законодательства РФ и
Материалы докладов на Международной научно-практической конференции
"Новые технологии в переработке и утилизации отработанных масел
и смазочных материалов", 26-28 ноября 2003 года).

Отношение к отходам гениального русского ученого Д.И. Менделеева, выраженное им в “Антологии русского качества“:
“Вообще, так называемые отходы или остатки производства, то есть все то, что получается из сырья после получения из него желаемого товара, заслуживает большего внимания, так как от их количества нередко много зависит ценность главного товара. В идеале все отбросы производства, кроме газообразных (например, газообразный хлористый водород, часто составляющий отброс, легко растворяется в воде и переходит тогда в соляную кислоту и т.п.), и кроме воды могут находить свое приложение и покрывают часть расходов производства.
Если бы этого не было, заводы и фабрики могли бы служить источниками порчи земной поверхности, что и случается в начальных формах многих видов промышленности, и это нередко служит источником многих нареканий на заводы и фабрики, которые сопоставляются при этом с сельским хозяйством, где все отбросы, временно скопляясь в навоз и компосты, поступают затем на удобрение почвы.
Заводчики и фабриканты поступают при этом очень предусмотрительно и расчетливо, когда прилагают особые заботы, во-первых, к тому, чтобы по возможности превращать всякие свои отбросы и товары, имеющие приложение, хотя бы при этом не только не было выгоды, но и был некоторый расход, во-вторых, к тому, чтобы по возможности возвращать в производство свои отбросы, в-третьих, к тому, чтобы качество отбросов отвечало их выгоднейшей утилизации, а количество было возможно мало, и, в-четвертых, чтобы отбросы, неизбежно поступающие в воздух, например, с дымом) и воду (например ,при промывке) не причиняли вреда местным жителям“.

 
Главная
Сбор, вывоз
Утилизация
Покупка
Переработка
Продажа
О компании
Доп.услуги
Инфо
Классический способ переработки масел
Современный подход к переработке масел
" Вторая жизнь" отработанных масел
Об экологии - серьезно
Публикации
Закон на службе экологии
Краткий справочник товарной продукции
Экологические ресурсы Интернет
Карта сайта
Поиск
Контакты
 
© 2004 - 2014   ООО «РОСА–1»
Создание сайта - "Lifemode Interactive"
Центральный офис:     • Адрес: г.Москва, 1-й Щипковский переулок, д.30, офис 1/2
• Телефоны: +7 (495) 959-74-45, 959-74-31, 959-74-38, 8 (800) 200-01-37(звонок по России бесплатный);   • Факс: +7 (495) 959-74-41