Плата за технический прогресс

Плата за технический прогресс

Законодательное обеспечение экологической безопасности автотранспортных средств и моторного топлива

Р.О. Чередниченко
Председатель комиссии по природопользованию и охране окружающей среды Совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы

Экологическая опасность отработанных ГСМ

Большинство читателей, наверное, хорошо представляют себе, какой серьезный урон природе наносят попадающие в нее горюче-смазочные материалы. Отработанные моторные масла, остатки топлива, потерявшего потребительские свойства, - все это согласно действующему законодательству является отходами 3-го класса опасности. Основными свойствами, определяющими их потенциальную опасность, являются: токсичность и канцерогенность, испаряемость, биоразлагаемость и биоаккумуляция. Накапливаясь в почве и атмосфере, отработанные масла, а также продукты их сжигания приводят к нарушению воспроизводства птиц, рыб и млекопитающих, они обладают выраженным вредным воздействием и на человека. К примеру, 1 л отработанного масла делает непригодным для питья 60 тонн воды.

Следствием ежегодного ввода в эксплуатацию большого количества автотранспортных средств становится расход огромных объемов нефтяных масел. Согласно данным Комитета Госдумы по экологии, в России ежегодно (по самым оптимистичным прогнозам) образуется порядка 500 тыс. тонн отработанных масел. Для Москвы справедлива цифра 90-100 тыс. тонн в год, для всего Московского региона этот показатель находится на уровне 150 тыс. тонн.

Как же в настоящее время обстоит дело со сбором и утилизацией отработанных ГСМ? На территории России много отработанных смазочных материалов нелегально сбрасывается в почву, в лучшем случае они попадают на полигоны захоронения ТБО. Только 14-15% идет на переработку, остальное используется в качестве топлива или просто сжигается. Прямое сжигание отработанных масел в неспециализированных печах без предварительной очистки приводит к выбросу в атмосферу стойких органических загрязнителей. Подобные действия противоречат статье 18 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".

От деклараций - к делу

К сожалению, действующее законодательство в сфере обращения с опасными отходами, в частности, с отработанными ГСМ, далеко от совершенства. Примеров достаточно:

1. Федеральный закон 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" носит скорее декларативный характер. Приведенные в ст. 24 данного закона два метода экономического стимулирования не могут считаться эффективными. В частности, понижение размера платы, взимаемой за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов, приводит к негативному результату. Последним выгодно скрывать фактические объемы накопления отходов, декларируя на бумаге применение вовсе не существующих технологий. А вот организациям, осуществляющим раздельный сбор отходов, никаких преференций законодательством не предусмотрено. Вряд ли заинтересует предпринимателей и применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. При этом одним из методов экономического регулирования согласно Закону "Об охране окружающей среды" является предоставление налоговых и других льгот при внедрении наилучших существующих технологий, что также не применимо для деятельности по обращению с отходами.

Оставаясь декларативными, указанные методы не позволяют сделать инвестиционно привлекательной работу по обращению с отходами.

2. Существующий "запретительный" подход к решению экологических проблем сам по себе не слишком эффективен, поскольку одними ограничительными мерами проблему такого масштаба не решить. Положение усугубляется еще и тем, что у контролирующих государственных органов попросту отсутствует достаточное количество инспекторов для осуществления экологического надзора в данной области, а про материально-техническую базу и говорить не приходится. Недостаток квалифицированных специалистов, слабое информационное обеспечение и низкая экологическая культура населения - все это дополняет удручающую картину.

3. Мировой опыт показывает, что сбалансированная политика в вопросах налогообложения, как наиболее эффективное средство регулирования предпринимательской деятельности в правовом государстве, позволяет привлекать значительные внебюджетные средства для решения самых сложных задач. К примеру: регенерированное масло облагается теми же налогами, что и новое. Получается, что с одного и того же продукта налоги взимаются до 7 раз (примерно 7 раз оно и продается).

4. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" специальный технический регламент по обращению с отработанными нефтепродуктами в настоящее время не разработан.

На федеральном и региональном уровне

В последнее время принято и рассматривается большое количество различных нормативных актов в области обращения с отходами как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Ведется большая работа по совершенствованию механизмов контроля и надзора в органах Ростехнадзора России, МПР РФ. Следует отметить рассматриваемые Московской городской думой поправки к законопроекту "Об отходах производства и потребления в городе Москве". Пожалуй, впервые авторами законопроекта предпринята попытка урегулировать отношения с физическими лицами при обращении с отходами потребления, предусматривается необходимость раздельного сбора отходов, провозглашается приоритет переработки отходов перед их захоронением и уничтожением.

Мы выступаем за запрещение сжигания и захоронения опасных отходов в случае, если имеются технологические и технические возможности использования опасных отходов в качестве дополнительных источников сырья.

Возврат к списку

Вы можете прямо сейчас сформировать для себя проект договора:

  1. проект договора купли-продажи отходов масел в Москве и МО
  2. проект договора купли-продажи отходов масел в регионах России
  3. проект договора на оказание услуг по утилизации/обезвреживанию отходов*
(*для платной утилизации номенклатура отходов зависит от региона оказания услуг, требуется предварительное согласование)

С 2004 года на нашем заводе переработано отработанных масел:

545 042 752 кг