Куда податься отработанной нефти

Куда податься отработанной нефти

Ежегодно в России количество отработанных технических масел от автотранспорта и иных видов техники составляет примерно 500 тыс. тонн. Из этого колоссального количества отходов на территории РФ собирают для повторного использования меньше половины: 40—48 процентов, но только 14—15 процентов из них идёт на переработку. Остальное используется как топливо или просто сжигается. Недавно в Комитете Государственной Думы по экологии состоялся «круглый стол», посвящённый вопросам законодательного обеспечения сбора и утилизации нефтепродуктов. Он проводился по инициативе заместителя председателя Комитета ГД по экологии Анатолия Грешневикова.

Отработанные масла, накапливающиеся в почве и атмосфере, обладают выраженным вредным воздействием на человека. Они вызывают иммуно-депрессию, болезни печени и почек, оказывают неблагоприятное воздействие на репродуктивные органы. Эти отходы могут повлиять и на деятельность щитовидной железы плода, что ведет к расстройству нервной системы, нарушению роста, врожденным аномалиям и задержкам развития мозга ребенка. При этом, несмотря на огромный поток отходов, буквально ежедневно выбрасываемых в окружающую среду, до сих пор специальных законодательных актов, регулирующих проблему использования отработанных масел, в РФ нет, к ним применяются те же нормативные документы, что и к отходам вообще.

В настоящее время в России предназначенные для этого установки или заводы, которые соблюдали бы природоохранные требования, практически отсутствуют. Как правило, отработанные масла продают как топливо для сжигания в неспециализированных печах без предварительной очистки от загрязняющих биосферу примесей. Из-за отсутствия проработанной правовой базы государственные органы практически узаконивают экологически вредный вид деятельности.

Вместе с тем уже не первый год существуют хорошо разработанные и опробованные на практике способы переработки отработанных нефтепродуктов, которые доказывают, что их сбор и утилизация могут быть не только полезны с экологической точки зрения, но и являются рентабельной и наукоемкой областью деятельности. Кстати, тут стоит вспомнить и то, что стоимость восстановленных масел на 40—70 процентов ниже стоимости свежих при практически одинаковом их качестве.

Оценивая затраты на переработку вторичного сырья и производство товарных масел, с уверенностью можно говорить не только о рентабельности, но и о высокой доходности производственных комплексов по их переработке. По оценкам экспертов, с выходом продукции до 75 процентов их средняя годовая прибыль может составлять до 5,5 млн. долларов. Но в отсутствие четкой законодательной базы эти предприятия в нашей стране практически не способны нормально функционировать.

Подобные заводы давно существуют во многих странах мира. Большие успехи в организации сбора и утилизации отработанных масел достигнуты в Евросоюзе. Кстати, во многом этому способствуют как раз хорошо продуманные законодательные меры. Показательно, что в документах ЕС отработанные масла рассматриваются уже не как отходы, подлежащие уничтожению, а как вторсырье. Во многих странах предусматривается экономическое стимулирование предприятий, занимающихся утилизацией отработанных масел (ценовая, налоговая и акцизная политика, субсидии и вознаграждения). Законодательство ЕС все больше отдает предпочтение регенерации отработанных масел как наиболее экологически безвредному способу их утилизации.

Правда, и в Европе ситуация в этом отношении пока еще далека от идеальной: там до сих пор сбрасывают четверть всех отработанных масел, а три четверти собирают (из них 25 процентов регенерируются, 49 процентов используются в качестве топлива и 1 процент уничтожается). В таких же странах, как Германия, Италия и Бельгия, более половины сбора отработанных масел поступает на установки регенерации для получения базовых масел. К сожалению, России даже до таких цифр пока еще далеко.

В нашей стране лидирующие позиции в обеспечении, в том числе и законодательном, процессов сбора и утилизации отработанных масел занимает Московский регион. Достигнуты определенные успехи в реализации мер по снижению негативного воздействия нефте-отходов на окружающую среду. Объемы отработанных масел от автотранспорта и самоходной техники, по оценке правительства Москвы, составляют 50— 60 тысяч тонн в год. По официальным данным правительства Москвы, легальный сбор отработанных масел в Москве в 2002 году вышел на уровень 8540 тонн, а оценка этого показателя для всего региона — не более 10—12 тысяч тонн. Таким образом, эффективность системы сбора отработанных масел Московского региона — не более 10 процентов. Эти пусть пока скромные результаты достигнуты во многом благодаря действиям правительства Москвы по реализации городской программы «Авторециклинг». Включенными в нее основными объектами, обеспечивающими сбор отработанных масел, являются объекты эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств (автобазы, автохозяйства, парки и автосервисы).

Однако подробный анализ показывает, что даже здесь собирают не более 50—60 процентов отработанных масел.

В нашей стране существуют и специализированные предприятия, успешно освоившие методы переработки этих опасных продуктов. Наиболее активно они работают как раз в Московском регионе. Например, компания «Роса-1». За время деятельности предприятия очищено 70 процентов территории Самарской области от нефтесодержащих шламов, что в существенной мере улучшило экологию бассейна Волги и сделало пригодным для обитания животных и жизнедеятельности людей большую часть водоемов региона. После введения в эксплуатацию в марте 2004 года Рязанского экологического комбината компания смогла начать утилизировать отработанные масла также в Рязанской и Московской областях, используя технологии переработки нефтесодержащих отходов в товарную продукцию.

Но помимо лицензированных операторов на рынке отработанных масел намного более активно действуют организации, не имеющие лицензии на данный вид деятельности. В первую очередь речь идет о комбинатах железобетонных изделий.

По имеющимся данным, более 7 процентов предприятий сдают отработанные масла только на ЖБК. Справедливости ради следует отметить, что ЖБК сыграли весьма важную роль, приняв на себя ставшие ненужными государству потоки отработанных масел, тем самым предотвратив серьезные экологические проблемы для города. Однако об экологичности применения отработанных масел для жилищного строительства говорить не приходится. Фактически ЖБК используют этот продукт вне правового поля.

Второй, не менее значительный канал потребления отработанных масел — прямое использование для отопления (12 процентов, согласно данным опроса). Тысячи тонн отработанных масел сжигают прямо в городе, несмотря на то, что еще в середине восьмидесятых годов в Москве были приняты жесткие меры по прекращению массового использования мазута и угля. Распространение печей для сжигания отработанных масел в Москве не вызывает ничего, кроме удивления, поскольку в большинстве развитых стран этот вопрос решен однозначно — запрещено. У нас же для установки подобных печей не требуются не только лицензии, не нормируются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Помимо несанкционированного потребления, отработанные масла более чем 20 процентов предприятий непосредственно попадают в окружающую среду (либо сливаются на предприятии, либо выбрасываются в контейнеры с бытовыми отходами и попадают на полигоны). Следует отметить, что автобазы, автохозяйства, парки и автосервисы обслуживают лишь 15 процентов транспортного парка (грузовики, автобусы, дорожно-строительная техника) и определенную долю легкового транспорта. Между тем легковой транспорт, большей частью находящийся в распоряжении частных автовладельцев, составляет 85 процентов транспортного парка столицы. Единственный на сегодняшний день канал экологической утилизации отработанных масел этого сектора — предприятия технического сервиса. Принимая во внимание, что более 60 процентов продаж смазочных материалов приходится на розничную торговлю, можно предположить, что никак не более половины автовладельцев заменяют масла на станциях технического обслуживания, остальные — самостоятельно и не задумываясь об экологических последствиях.

Возврат к списку

Вы можете прямо сейчас сформировать для себя проект договора:

  1. проект договора купли-продажи отходов масел в Москве и МО
  2. проект договора купли-продажи отходов масел в регионах России
  3. проект договора на оказание услуг по утилизации/обезвреживанию отходов*
(*для платной утилизации номенклатура отходов зависит от региона оказания услуг, требуется предварительное согласование)

С 2004 года на нашем заводе переработано отработанных масел:

558 575 492 кг