Развитие экологического бизнеса в россии – это не только государственная задача

Развитие экологического бизнеса в россии – это не только государственная задача

Председатель Комиссии по природопользованию и охране окружающей среды Совета предпринимателей при Мэре Москвы и Правительстве Москвы.

В данной ситуации мало усилий со стороны государственных органов, необходимо участие российского бизнес -сообщества в экологических задачах города. Если с транспортированием и переработкой большинства отходов при наличии благоприятных инвестиционных условий можно справиться с помощью усилий российского бизнеса и привлечением иностранных источников финансирования, то проблема сбора отходов не решится без работы государственных органов и выработки необходимых законодательных актов, усиливающих и ужесточающих контроль в области управления отходами города.

Москва - один из самых крупных мегаполисов мира, на площади которого сосредоточено около 4 тысяч промышленных предприятий, сформировалось 66 промышленных зон, размещены 14 ТЭЦ, 63 районных и тепловых станций и более 1 тысячи котельных, автомобильный парк города составляет более 3 млн. единиц, на территории города расположено более 2,5 тысяч автотранспортных хозяйств. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в год составляет более 1 млн. тонн (83 % выброса приходится на автотранспорт, 17% на стационарные источники - промышленность и топливно-энергетический комплекс). Все эти факты безусловно сказываются на состоянии природной окружающей среды города, состоянии здоровья населения.

Правительством города Москвы несомненно предпринимаются усилия по организации контроля в области обращения с отходами производства и потребления, привлечению интересов российского бизнеса к экологическим проблемам столицы. Так, в апреле 2005 года создана Комиссия по природопользованию и охране окружающей среды Совета предпринимателей при Мэре Москвы и Правительстве Москвы..

Основными задачами Комиссии являются:

  • Объединение усилий предпринимателей и деловых кругов в решение экологических проблем и задач города Москвы и природоохранных мероприятий, осуществляемых на территории города, а также других субъектов РФ.
  • Содействие в координации усилий государственных органов, органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами в природоохранной деятельности.
  • Установление деловых контактов с предпринимательскими кругами других субъектов Российской Федерации.
  • Участие в формировании городской политики в области охраны окружающей среды.
  • Содействие инвестиционной деятельности и созданию благоприятного инвестиционного климата в области природопользования и охраны окружающей среды
  • Установление постоянных рабочих контактов с МНР РФ, Ростехнадзором России, соответствующими комитетами при Совете Федерации, Госдумы РФ, МГД РФ, Правительством Москвы и т.д.
Комиссия объединяет ряд компаний, занимающихся переработкой отходов, таких как автопокрышки, отработанные нефтепродукты, отходы оргтехники, кино и фотопленки, аккумуляторы и другие. Основываясь на опыте реально работающих предприятий, можно сказать, что по всей цепочке движения отходов узким местом является квалифицированный сбор отходов. До сих пор даже в центральном регионе, где предпринимаются первоочередные меры по организации мероприятий для раздельного сбора отходов, до сих пор сбор многих отходов не налажен вовсе.

В данной ситуации мало усилий со стороны государственных органов, необходимо участие российского бизнес сообщества в экологических задачах города. Если с транспортированием и переработкой большинства отходов при наличии благоприятных инвестиционных условий можно справиться с помощью усилий российского бизнеса и привлечением иностранных источников финансирования, то проблема сбора отходов не решиться без работы государственных органов и выработки необходимых законодательных актов, усиливающих и ужесточающих контроль в области управления отходами города.

Для реализации поставленных задач необходимо определить приоритетные мероприятия с привлечением внебюджетных средств частного бизнеса в инвестиционные проекты природоохранного значения. А реализация мероприятий по управлению отходами требует разработки и принятия специальных городских программ.

В ноябре 2005 года на пятнадцатом всероссийском экономическом форуме, в рамках конференции, посвященной государственной экологической политики в реальном секторе экономики, шла речь о внедрении административных и экономических реально работающих механизмов в области обращения с отходами. Нельзя было несогласиться с Александром Ишковым, представляющим Департамент государственной политики в сфере охраны окружающей среды, который подчеркивал, что в настоящее время плата за негативное воздейсгвие на окружающуюсреду является единственной формой экономического регулирования воздействия на окружающую среду хозяйствующими субъектами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» установлены базовые нормативы платы за загрязнение окружающей природной среды, которые на сегодняшний день не соответствуют уровню цен в России и требуют пересмотра в части их дифференцирования и приведения в соответствие с классами опасности, т.е. со степенью негативного воздействия на окружающую среду. Ставки платы в соответствии с действующим Порядком никак не увязаны с наличием или отсутствием «наилучших» природоохранных технологий, это факт. А необходимо экономически заинтересовать все стороны рынка обращения с отходами, создать систему взаимовыгодного сотрудничества между природопользователями, транспортировщиками и переработчиками отходов. Налоговые льготы и зачеты платы отсутсгвуют для природопользователей и переработчиков отходов. Поэтому у предприятий нет стимулов для внедрения новых технологий и проведения дополнительных природоохранных мероприятий.

В декабре 2005 года в Министерстве природных ресурсов РФ рассмотрен проект Экологического кодекса РФ, определяющий экономические механизмы, которые должны стать основным стимулом создания новой отрасли экономики, экологического бизнеса, и стимулировать все предприятия на внедрение ресурсосберегающих технологий. В рамках данного документа должен быть предусмотрен экологический налог на нежелательную в экологическом отношении продукцию, в то время как на продукцию из вторсырья предлагается законодателъно закрепить систему государственных бюджетных кредитов и заказов.

Будем надеяться, что совместные усилия по совершенствованию рычагов административного и экономического воздействия в области обращения с отходами производства и потребления позволят выйти российскому экологическому бизнесу на новую ступень.

Возврат к списку

Вы можете прямо сейчас сформировать для себя проект договора:

  1. проект договора купли-продажи отходов масел в Москве и МО
  2. проект договора купли-продажи отходов масел в регионах России
  3. проект договора на оказание услуг по утилизации/обезвреживанию отходов*
(*для платной утилизации номенклатура отходов зависит от региона оказания услуг, требуется предварительное согласование)

С 2004 года на нашем заводе переработано отработанных масел:

425 605 282 кг