Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросу обращения с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями в письме от 19 ноября 2014 г. N АА-03-03-36/18510

Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросу обращения с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями в письме от 19 ноября 2014 г. N АА-03-03-36/18510

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью обеспечения соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в части обращения с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями на территории Российской Федерации разъясняет следующее.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) гарантированно право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Реализация положений, предусмотренных ч.1 ст.9, ч.2 ст.36, ст.58 Конституции, обеспечивается, в том числе, путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды.

Специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления, установлены вступившим в силу с 01.03.2014 "ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (далее - Технический регламент), который в соответствии со ст. 2 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010), ратифицированный Федеральным законом от 27.06.2011 N 152-ФЗ, является нормативным правовым актом прямого действия.

На основании изложенного несоблюдение требований Технического регламента относится к нарушениям экологических требований.

Пунктом 3.8.3 Технического регламента установлены запреты при обращении с отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (далее - отработанная продукция).

В число запретов входят сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования; вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением; смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды; смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения; применение в качестве анти адгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.

С учетом требований пункта 3.3 Технического регламента идентификация отработанной продукции проводится по признакам, в том числе предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов и использования в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.

Согласно п. 3.8.1 Технического регламента отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно приложению 2 к Техническому регламенту.

Одновременно обращаем внимание, что за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, в том числе в виде административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

При этом необходимо учитывать, что в случае обращения с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, которые содержат стойкие органические загрязнители, необходимо руководствоваться положениями Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 года) и ГОСТ Р 55829-2013 "Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Ликвидация отходов, содержащих стойкие органические загрязнители", который вступит в силу с 01.01.2015.


Возврат к списку

Вы можете прямо сейчас сформировать для себя проект договора:

  1. проект договора купли-продажи отходов масел в Москве и МО
  2. проект договора купли-продажи отходов масел в регионах России
  3. проект договора на оказание услуг по утилизации/обезвреживанию отходов*
(*для платной утилизации номенклатура отходов зависит от региона оказания услуг, требуется предварительное согласование)

С 2004 года на нашем заводе переработано отработанных масел:

558 570 780 кг